19 июня 1999 г. в г. Болонья министры образования 29 европейских государств на специальной конференции приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», где были сформулированы семь ключевых положений:
- Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
- Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
- Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности . Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
- Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
- Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
- Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
- Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Было подчеркнуто, что « качество высшего образования и научных исследований является и должно быть важным определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы.»
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса в Европейском и общем международном сообществе является наличие системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям ISO 9001:2008. Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке и внедрении СМК, достижения результативности и эффективности ее внедрения.
Повышение конкурентоспособности Вуза связано с его возможностью удовлетворять требованиям потребителей, изучение которых должно стать важным направлением его деятельности. Качество образования связано с общим развитием и улучшением научного, образовательного, производственного потенциала Вуза, что делает необходимым формирование инновационной среды образовательных процессов, создание образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.
В решениях 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО основными принципами образовательной стратегии названы: доступность, качество, мобильность. Проводимая в России реорганизация системы высшего образования предполагает обеспечение качества образования соответствующего международным требованиям. С этой целью разработан ряд документов:
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Письмо Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов;
- Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определена задача российской образовательной политики – «…обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010» — решение задач повышения качества образования заявлено как приоритетное.
В «Письме Управления учреждений образования от 22.05.2006 № 836/12-16 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов» в качестве типовой модели рекомендована модель ISO 9001.
Основная цель модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности российских ВУЗов и признания российских дипломов на международном уровне, что связано с доверием зарубежных стран к уровню качества образования, предоставляемого Вузами. Одним из способов доказательства высокого уровня образования является сертификация системы менеджмента качества (СМК) независимыми органами сертификации, для чего необходимы разработка и внедрение СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001. За рубежом более 500 вузов имеют сертификат на СМК. Лучшие университеты мира, такие как Оксфорд и Кембридж, сертифицированы на соответствие требованиям ISO 9001.
В настоящее время сертификация Вузов в соответствии с требованиями ISO 9001 является добровольной, но в требованиях Минобразования России для получения государственной аккредитации в Вузе должна действовать система контроля качества специалистов, разработана документация по организации и контролю образовательного процесса, что в терминах ISO 9000 — соответствует документации третьего уровня.
Проблемы, возникающие, при создании и поддержании СМК в образовательных организациях определяются:
- сложностью в их управлении,
- высоким уровнем кадрового потенциала,
- сложностью производимой продукции и услуг,
- большой социальной значимостью результатов деятельности,
- значительным по длительности жизненным циклом продукции и услуг,
- исторически сложившейся независимостью и обособленностью деятельности педагогического персонала,
- свободой преподавателя в выборе методик преподавания,
- и многими другими специфическими характеристиками.
К общим проблемам, сдерживающим внедрение системы менеджмента качества в вузах, следует отнести:
- развитие методологии внедрения СМК адаптированной к российскому образовательному стандарту;
- дефицит специалистов-разработчиков;
- недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества;
- недооценка практической пользы от внедрения систем менеджмента качества в ВУЗе.
Участники XII Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» подчеркнули важность формирования отраслевой системы управления качеством высшего профессионального образования, основанной на единых методических подходах, и необходимость создания экспериментальных площадок по разработке и внедрению систем управления качеством на базе высших учебных заведений.
Поставленные задачи решаются, как специалистами, занимающимися развитием методологии создания СМК Вузов, в конкретных разработках СМК в отраслевых Вузах, так и студентами в дипломных и магистерских работах.
Ряд ВУЗов уже разработали и внедрили СМК, а затем и сертифицировались на соответствие международному стандарту ISO 9001:
1. Сибирский Государственный Технологический Институт (СибГТУ).
В 2000 г. руководством СибГТУ было принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества (СМК) Вуза. В начале 2002 г. в СибГТУ создан Центр менеджмента качества (ЦМК), осуществляющий научно-методическую и образовательную деятельность в области менеджмента качества, в декабре 2002 г. впервые в России прошли проверку и оценку СМК с целью ее сертификации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а также аттестацию с целью аккредитации СибГТУ в качестве Органа по сертификации систем качества.
В область аккредитации СибГТУ вошли 8 направлений деятельности, включая образовательную. В 2003 г. СМК СибГТУ была сертифицирована в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 применительно к деятельности в области высшего профессионального образования. В 2006 г. – применительно к деятельности в области высшего профессионального образования, научных исследований и разработок, сертификации систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем профессиональной безопасности и здоровья, интегрированных систем менеджмента.
В 2003 г. на базе СибГТУ был создан орган по сертификации систем качества «Сиб-Тест». В 2006 г. ОС СК «Сиб-Тест» успешно прошёл процедуру аккредитации, как орган по сертификации интегрированных систем менеджмента «Сиб-Тест» и получил аттестат аккредитации. В 2008 г. ОС ИСМ «Сиб‑Тест» успешно прошёл процедуру переаккредитации.
В 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. «Развитие системы обеспечения качества образования» система качества СибГТУ была адаптирована в соответствии с рекомендациями типовой модели. В настоящее время, система качества СибГТУ перерабатывается в соответствии с требованиями новой версии стандарта ISO 9001: 2008.
В 2007 г. на базе СибГТУ создан Региональный центр Сибирского федерального округа Российской Федерации по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в учреждениях высшего профессионального образования, где проводятся обучающие семинары по темам: «Разработка и внедрение типовой модели системы качества образовательного учреждения», «Внутренний аудит».
2. Северский Технологический Институт национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (СГТА)
СГТА – первый отраслевой Вуз Росатома, имеющий международный сертификат на основные направления своей деятельности:
- академический образовательный процесс (высшее профессиональное образование по всем формам обучения);
- процесс предоставления дополнительных образовательных услуг (повышение квалификации, переподготовка кадров);
- научная и исследовательская деятельность.
В 2004 году Северский государственный технологический институт приступил к разработке собственной системы менеджмента качества. В качестве модели системы менеджмента качества выбран международный стандарт ISO 9001-2000.
В мае 2007 года проведен сертификационный аудит представителями центра NQA-Russia, имеющего аккредитацию на проведение работ по сертификации систем менеджмента и представляющего интересы компании National Quality Assurance (NQA, Великобритания) на территории России и стран СНГ.
С момента получения сертификата и по настоящее время Центром менеджмента качества СГТА осуществляются мероприятия, направленные на координацию работ, связанных с постоянным улучшением и совершенствованием функционирования системы менеджмента качества СГТА.
В 2008-2009 годах в академии проходили внешние надзорные аудиты СМК СГТА со стороны сертификационной фирмы NQA-Russia была дана положительная оценка системы менеджмента качества СГТА и деятельности академии в области качества в целом.
3. Московский Гуманитарно-Экономический Институт (МГЭИ).
В 2005 г. Ученым Советом института было принято решение о внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2000, в мае 2007 г. институт успешно прошел процедуру внешнего сертификационного аудита независимыми экспертами международного органа по сертификации систем менеджмента качества DQS, являющимся одним из учредителей и полноправным представителем от Германии сети IQNet — «The International Certification Network» (Международная сертификационная сеть).
В сентябре 2007 г. институту были вручены сертификаты соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (IQNet и DQS), а также ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Межрегионального Центра добровольной сертификации.
Получение сертификата вывело МГЭИ на качественно новый уровень. В мае 2008 г. действие сертификата было подтверждено, но, учитывая факт изменения действующей версии стандартов ИСО серии 9000 на новую версию 2008 года, руководство Вуза приняло стратегическое решение о досрочной ресертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 в Ассоциации по сертификации «Русский Регистр».
15 июня 2009 года в г. Санкт-Петербурге в раках Международного Форума, посвященном вопросам развития систем управления, качества, улучшения бизнеса прошло торжественное вручение Сертификата соответствия международным стандартам ISO 9001 ректору МГЭИ как организации, успешно прошедшей процедуру сертификации.
Среди других учебных заведений России сертифицированных Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» можно назвать:
- АО «Академия гражданской авиации»;
- АО «Жезказганский университет имени О. А. Байконурова»;
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования;
- «Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)»;
- НОУ СПО «Владивостокский морской техникум»;
- Одесский национальный морской университет;
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования;
- «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал;
- Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Московский гуманитарный университет»;
- АНО ВПО Московский гуманитарно-экономический институт
- и многие другие.
Проблемы обеспечения гарантии качества образования в ВУЗах России требуют дальнейшего развития методических, научных, обучающих процессов.
17-18 июня 2010 г. на базе Международного банковского института (г.Санкт- Петербург) состоялась VIII международная научно-методическая конференция «Управление качеством в современном вузе». Организаторами конференции выступили ФГУ «Центр испытаний и сертификации-С.-Петербург», Международная академия наук высшей школы, Ассоциация негосударственных вузов Северо-Западного федерального округа РФ. Участниками конференции обсуждались проблемы обеспечения гарантий качества образования в вузах различного профиля, опыт использования и развития инновационных технологий обучения и ряд других проблем.
Основными направлениями развития высшего профессионального образования в России, по мнению участников конференции, являются интеграция Вузов в международное образовательное пространство, широкое применение технологий дистанционного обучения, использование компьютерных технологий для опросов студентов и работодателей. Внедрение систем менеджмента качества ISO 9001:2008 и последующая сертификация поможет вузам добиться признания дипломов об образовании за рубежом.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Реорганизация системы высшего образования в России регламентируется разработанными и принятыми документами на Федеральном уровне и предполагает обеспечение качества образования, соответствующего международным требованиям.
- Одним из необходимых условий подтверждения любым российским ВУЗом своего статуса в Европейском и международном сообществе является наличие системы менеджмента качества (СМК).
- Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, вынуждены изыскивать способы повышения эффективности и результативности образовательного процесса и обращаются к международному опыту наиболее известных институтов мира, таких как Оксфорд и Кембридж, сертифицированных на соответствие требованиям ISO 9001.
- Наиболее дальновидные руководители ВУЗов, начиная с 2000 г, ведут активные работы по внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001 в образовательный процесс и проходят процедуру сертификации.
- В вузах создаются:
- Центры менеджмента качества;
- Органы по сертификации систем качества, например, «Сиб-Тест» и Региональный центр Сибирского федерального округа РФ по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в учреждениях высшего профессионального образования;
- Количество Вузов, сертифицированных на соответствие требованиям ISO 9001, постоянно увеличивается благодаря перспективности этого направления и вовлечению в процесс сертификации отраслевых Вузов, негосударственных Вузов и других образовательных организаций.